Новый номер горячей линии Viasat Premium HD 8-800-775-60-70
Закрыть
09июль2015

Повелители ящеров

Редакция журнала EMPIRE отправилась на студию DreamWorks Animation, чтобы узнать, как шла работа над второй серией «Как приручить дракона».

«Это слово надо поставить в кавычки, но все же это “самый мрачный” фильм цикла, – говорит Джей Барушель, голос Иккинга Кровожадного Карасика III – укротителя драконов, гениального кузнеца и героя деревни викингов на острове Олух. – Когда я говорю “самый мрачный”, это не значит, что тут есть отрубания головы, некрофилия и прочие гадости. Ничей рот не пришивают к чужому анусу. Но все же это вторая серия, и тут все суровее, чем в первом фильме».

 

Режиссер Дин де Блуа уточняет мысль своего актера: сиквел – это “Империя наносит ответный удар” драконьего цикла. «Я хочу, чтобы зрители не стеснялись ставить “Как приручить дракона” на полку с дисками “Властелина Колец” и “Звездных войн”. Мы, как и они, не сюсюкаем с детьми».

Кадр из мультфильма «Как приручить дракона 2»

Председатель правления DreamWorks Джеффри Каценберг называет де Блуа «одним из самых уверенных в своем искусстве аниматоров наших дней», и заставший многих врасплох успех в 2010 году первого «Как приручить дракона» подтверждает правоту этих слов. Шесть лет назад де Блуа и его соавтор Крис Сандерс превратили, как утверждает Каценберг, «почти нереальный проект» с «нереальным дедлайном» в лучший фильм в истории студии, который заработал 500 миллионов долларов, удостоился номинации на «Оскар» и обзавелся толпами как юных, так и взрослых поклонников.

До прихода де Блуа и Сандерса проект казался обреченным, так как его первый режиссер Питер Гастингс рабски следовал духу и букве детских книг, на которых фильм был основан. Написанные и нарисованные для малышей сказки Крессиды Коуэлл были обаятельны, но недостаточно увлекательны для анимационного блокбастера, рассчитанного на семейную аудиторию.

Кадр из мультфильма «Как приручить дракона 2»

 

К тому времени когда это стало ясно, студия уже наняла почти всех актеров озвучания (Крейг Фергюсон был позднее приглашен, чтобы изобразить кузнеца Плеваку) и разработала почти всех персонажей, кроме главного злодея. Так что режиссеры «Лило и Стича» не могли начать с нуля. Они должны были перекроить проект, не утратив его уникальное обаяние. «Мы должны были сохранить имена персонажей, их мир, многообразие драконов с разными способностями, – рассказывает де Блуа. – Также нужно было сделать картину подходящей для всех возрастов и похожей на приключенческие боевики».

За 14 месяцев напряженного «переосмысления» прежде маленький Иккинг вырос в 15-летнего подростка, обзавелся возлюбленной и после нескольких воздушных сражений и нервозных тестовых показов потерял ногу до колена. Художник-раскадровщик Том Оуэнс предложил этот ход в шутку, но создатели картины осознали, что поднимут драматизм ленты на новый уровень, если Иккинг в финале после двухнедельной комы очнется с металлическим протезом (и навсегда сроднится со своим драконом, потерявшим часть крыла в завязке фильма). Это исключительно смелое по меркам детской анимации решение окончательно доказало, что «Как приручить дракона» – куда более серьезное полотно, чем предыдущие творения студии.

Кадр из мультфильма «Как приручить дракона 2»

 

Еще одним блестящим художественным ходом было превращение Беззубика из банального огнедышащего дракончика (что-то вроде летающего чихуахуа, кашляющего пламенем) в эффектную Ночную Фурию (большеглазый гибрид кошки с истребителем). При этом головокружительные, нарисованные в 3D полеты Иккинга и Беззубика не затмили их трогательную дружбу, которая стала сердцем постановки и наделила ее юмором и обаянием «бадди-муви».

Так DreamWorks Animation обзавелась своим первым главным героем, который не был ни говорящим животным, ни жанровой пародией, ни взрослым, сложившимся человеком. Сага об Иккинге и Беззубике была историей не только подвигов и приключений, но и взросления и возмужания, и в этом отношении она была на голову выше прославивших студию комедийных циклов «Шрэк» и «Мадагаскар».

Кадр из мультфильма «Как приручить дракона 2»

 

Глава отдела анимации персонажей Саймон Отто признает, что эта драматическая эволюция далась студии нелегко. «Однако первый фильм рисовался с такой творческой энергией, что мы были в восторге от работы над ним. Сейчас я даже не могу вспомнить, как так вышло. Мы почти случайно создали эту творческую энергию и нащупали тон повествования. Все вдруг сразу поняли, какой должна быть картина. И во втором фильме мы продолжили развивать эти идеи».

В итоге сжатые сроки не приговорили картину, а позволили создать искреннее и не вымученное полотно, не испорченное обычной для Голливуда проверкой каждой идеи на фокус-группах. И успех ленты позволил де Блуа во второй картине пойти еще дальше: «Мне даже сейчас, когда до релиза осталось всего ничего, кажется, что студия не одобрила бы некоторые ключевые сюжетные элементы второго фильма, если бы первый не стал хитом».

Кадр из мультфильма «Как приручить дракона 2»

 

После того как «Дракон» воспарил в небеса, Сандерс переключился на мультфильм о троглодитах «Семейка Крудс» и оставил своего давнего соратника в одиночку отбиваться от маркетологов и студийных боссов. Зная, как трудно создать достойное продолжение, которое не кажется повторением оригинала, де Блуа согласился придумать и поставить вторую серию лишь при одном условии – это должна была быть вторая часть трилогии. Еще один прием из арсенала «Звездных войн».

Некоторые совпадения с классическим циклом случайны. Никто на студии не думал о Люке Скайуокере, когда они рисовали воздушного аса из далекого прошлого, у которого нет конечности и есть проблемы с отцом. Но в сиквеле можно найти и прямые пересечения с «Войнами». «Я лишь раз в жизни мальчишкой видел “Империя наносит ответный удар” в кино – наша семья была небогата, – но он сразу врезался мне в память, – рассказывает де Блуа. – Я тогда впервые захотел жить в мире, который увидел на экране. И в “Драконе 2” я пытался выстроить такую же постоянно расширяющуюся вселенную, какая получилась у Джорджа Лукаса в “Звездных войнах”. Я не старался точь-в-точь воссоздать “Империю”, но я надеюсь, что в основе своей наши фильмы схожи… Увлекательные приключения, правдоподобные переживания, амбициозный главный герой… И, кстати, “Империя наносит ответный удар” – один самых успешных сиквелов в истории кино!»

Де Блуа начал придумывать сюжеты второй и третьей серий, еще когда микшировал звук первого фильма на студии Skywalker Ranch (это, как он уверяет, чистое совпадение). Хотя традиция анимации предписывает держать героев в стазисе (вспомните, сколько декад уже не стареют Симпсоны!), режиссер решил, что действие сиквела будет развиваться через пять лет после событий первой серии и что за это время Иккинг и его собратья-драконоводы станут старше, мудрее и, в случае некоторых из них, щетинистее.

Кадр из мультфильма «Как приручить дракона 2»

 

«Я решил раскрыть в сиквеле темы, затронутые в первом фильме, – рассказывает де Блуа. – Например, то, что от Иккинга ждут, что он станет вождем своего племени. Или то, что у драконов есть иерархия и в каждом гнезде есть королева. Но что если есть король всех драконов? И что случилось с матерью Иккинга? Она погибла или пропала?»

Озвученная Кейт Бланшетт давно пропавшая мать главного героя Валка последние двадцать лет провела среди драконов. Участие двукратной лауреатки «Оскара» – надежное свидетельство популярности цикла, так как де Блуа заручился участием Бланшетт, когда заговорил с ней на афтепати «Оскара» и обнаружил, что она и ее сыновья большие поклонники первого фильма.

Кадр из мультфильма «Как приручить дракона 2»

 

Также к труппе присоединились Кит Харингтон в роли ловца драконов Эрета и Джимон Хонсу, озвучивший охотника на драконов Драго Блудвиста, который не назван в честь одного из персонажей сериала «Игра престолов», где снимается Харингтон. «Кал Дрого, я знаю! – смеется де Блуа. – Я тогда об этом не думал. Я назвал его в честь Ивана Драго из… Не помню, какая это была серия “Рокки”. По-моему, это эффектное имя».

Главным героем, однако, остался Джей Барушель, который считает, что ему очень повезло с ролью. «Это потрясающе, и я отлично это понимаю. Я соглашался озвучивать забавный мультик, а оказался частью грандиозного цикла, который многое значит для многих людей. Я страшно везучий ублюдок!»

Кадр из мультфильма «Как приручить дракона 2»

 

Работающий над циклом с самого начала Барушель рассказывает, что, когда Сандерс и де Блуа стали режиссерами, проект «перешел от 4:3 к широкому экрану» и превратился в картину, благодаря которой вторая серия стала одной из самых ожидаемых лент года. Теперь самое сложное – не обмануть ожидания зрителей и стать «мрачнее», не потеряв широкую аудиторию. В ранней версии сценария Иккинг в финале должен был сразиться со своей матерью. Сейчас это уже не так. «Сын все-таки не должен воевать с матерью, – замечает Барушель. – Это ведь не скандинавский артхаус. Для нашего цикла это было бы слишком жестко».

«Валка теперь раньше появляется в сюжете, – рассказывает де Блуа. – И мы сделали главным злодеем Драго, которого изначально придумали для третьего фильма. В его жизни тоже была трагедия, связанная с драконом, но он сделал из нее другие выводы. Он ощутил силу страха и решил подчинить себе драконов, чтобы использовать их в своих целях».

Битвы с армией Драго оказались самой эффектной частью картины: виртуозная анимация, упоительный «высший пилотаж» и повсюду гремящие взрывы. Во втором трейлере можно увидеть кусочек грандиозного сражения, которое развернулось над арктической пустошью, подозрительно похожей на заснеженную тундру планеты Хот. Этот фрагмент наглядно демонстрирует, что можно создать, если вы работаете над фильмом дольше 14 месяцев.

«На сей раз у нас было в два раза больше времени, и наш фильм был первым на студии, в котором использовалось новое поколение графической технологии, – рассказывает де Блуа. – Поэтому и анимация, и работа со светом существенно улучшились». Также реализм изображения помогал обеспечивать оператор-постановщик Роджер Дикинс, частый сотрудник братьев Коэн и Сэма Мендеса, который вновь, как и в первой картине, был консультантом проекта.